Никто не любит перемен. Важно найти способ оторваться от прошлого.

Честные советы Никколо Макиавелли

честные советы Никколо Макиавелли

А.С. Пушкин называл Никколо Макиавелли великим знатоком человеческой природы. Итальянскому мыслителю до сих пор нет равных в искусстве добиваться желаемого. Имя Макиавелли считается синонимом коварства, предательства и политического аморализма. Однако философ вовсе не призывал к уничтожению морали. Он просто называл вещи своими именами. Мыслитель рисовал людей такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими они должны быть. Вот несколько его честных советов.

Совет 1

Для государя самое похвальное – придерживаться качеств, которые считаются хорошими, но поскольку невозможно ни иметь, ни соблюдать их полностью, ему следует быть достаточно благоразумным, чтобы избегать дурной славы, которая может отнять у него государство. Однако не стоит волноваться о дурной славе, которая помогает спасти государство, ибо если как следует все рассмотреть, найдется нечто, что покажется добродетелью, но ведет к гибели, и нечто, что покажется пороком, но, следуя ему, можно достичь безопасности и благополучия.

Совет 2

Возникает спорный вопрос: что предпочтительнее – быть любимым или внушать страх? Ответ таков, что желательно и то и другое, но поскольку трудно соединять в себе оба этих свойства, гораздо надежнее внушать страх, чем любовь. При этом государь должен внушать страх так, чтобы избежать ненависти. Главное - воздержаться от посягательств на имущество своих подданных, а если все же потребуется, делать это при наличии должного оправдания и очевидной причины. 

Совет 3

Жестокость бывает хорошо и плохо употребленной. Хорошо употребленными жестокостями являются те, к которым прибегают один раз, когда к этому принуждают интересы безопасности, а затем не упорствуют в них, но обращают, насколько это возможно, на благо подданных. Дурно употребленные жестокости – это те, которые поначалу могут быть незначительными, но с течением времени не прекращаются, а, наоборот, начинают множиться. Отсюда следует, что, принимая власть, ее носитель должен взвесить, какие обиды ему необходимо нанести, и приступить к ним ко всем разом, чтобы они потом не множились каждый день и чтобы тем самым успокоить людей и расположить их к себе благодеяниями.

Совет 4

Нет начинания, которое так же трудно задумать и с успехом провести в жизнь, как стать во главе государственного переустройства. Враги преобразователя - все те, кто благоденствовал при прежнем режиме; а те, кому нововведения могут пойти на пользу, защищают его довольно прохладно, так как не верят в новшества, пока они не подкреплены опытом. Должны ли преобразователи просить о помощи или могут прибегнуть к силе? В первом случае они ничего не добиваются, но если они зависят только от себя и могут принуждать других, тогда в большинстве случаев им ничего не угрожает. Вот почему вооруженные пророки победили, а все безоружные пророки погибли.

Совет 5

Полагаться на наемные и союзные войска бесполезно и опасно. Наемники разобщены, тщеславны, недисциплинированны и ненадежны. Союзные войска могут быть хороши и надежны сами по себе, но для признавшего их почти всегда опасны, ибо в случае неудачи ты терпишь поражение, а вследствие победы оказываешься в их власти. Поэтому мудрый государь всегда старается обойтись без таких войск и опираться на собственные, предпочитая проиграть со своей армией, чем победить с чужой, ибо победа, добытая чужим оружием, ненастоящая.

Совет 6

Государство, управляемое монархом через его слуг, дает правителю больше власти, ибо в такой стране верховным владыкой признают только его, а прочим должностным лицам подчиняются, как государевым чиновникам, к которым никто не питает особенной любви. Такое государство завоевать трудно, но, одержав победу, его легко сохранить за собой.

Совет 7 

Если ты уже являешься государем, щедрость вредна; если находишься еще на пути к этому званию, щедрость необходима. Государь, не желающий грабить своих подданных, быть беззащитным, стать нищим и презираемым, быть принужденным к хищничеству, не должен тяготиться прозванием скупого, ибо это один из тех пороков, которые позволяют ему править.

Совет 8

Когда новоприобретенные государства привыкли жить свободно и подчиняться собственным законам, удержать их можно тремя способами: первый – разорить их; второй – самому там поселиться; третий – оставить там прежние законы, получая оттуда определенный доход и назначив там правительство из немногих лиц, которые сохраняли бы преданность тебе.

Совет 9

Всякий государь должен стремиться к тому, чтобы его считали милосердным, а не жестоким, тем не менее он должен остерегаться, как бы не употребить это добронравие во зло. Государю не следует заботиться о дурной славе жестокого, когда он хочет удержать своих подданных в единстве и повиновении, ибо, покарав для острастки немногих, он проявит куда больше милосердия, чем те, кто из любви к ближнему не решается пресечь беспорядки, чреватые грабежами и убийствами.

Совет 10

Следует знать, что можно вести борьбу двумя способами: опираясь на закон или с помощью насилия. Первый способ применяется людьми, второй – дикими животными, но поскольку первого часто бывает недостаточно, требуется прибегать ко второму. Поэтому государь должен уметь подражать и зверю, и человеку. И раз государю необходимо владеть искусством подражания зверям, он должен избрать из них льва и лисицу, потому что лев не защищен от капканов, а лиса – от волков. Следовательно, нужно быть лисой, чтобы избежать ловушек, и львом, чтобы напугать волков.

Источник Никколо Макиавелли