ИДЕЯ ДЛЯ БИЗНЕСА


Начиная собственный бизнес или приступая к работе в сфере маркетинга (интернет или классического – значения не имеет), вы должны четко, раз и навсегда прояснить для себя понятие целевой аудитории. Это и есть ваш рабочий вектор и то, на что должны быть направлены все ваши креативные и маркетинговые усилия – найти, достичь, достучаться до целевой аудитории.

Общество потребления современного мира состоит из совокупности аудиторий, которые будут являтся целевыми для определенного вида товаров и услуг. Даже самый большой социопат, мизантроп и затворник все равно нуждается в еде и товарах ежедневного потребления. Он чистит зубы, заказывает пиццу, пользуется интернетом и читает книги.

Любой член современного общества потенциально является частью целевой аудитории какого-либо товара или услуги. К сожалению, универсальных товаров, которые покупал бы абсолютно каждый человек, не так уж много. Но, возможно, это к лучшему – ведь это делает мир консьюмеризма таким разнообразным и позволяет разрабатывать различные подходы к составлению маркетинговых стратегий.

Определив характеризующие черты индивида, мы сможем сделать обобщения и дать характеристику целевой группе потенциальных потребителей и клиентов.

Для начала давайте дадим понятие этой самой целевой аудитории. Да, оно будет немного сухим и научным, но зато четко отражающим сущность.

Целевая аудитория – это группа людей, на которых направлена рекламная компания. Эта группа, прежде всего, определяется тем, для какой именно социальной прослойки предназначен товар или услуга, и тем, как ценовые и прочие характеристики товара ее определяют. Эти условия представляют собой единое логическое целое.

Чтобы наладить с аудиторией хорошие отношения, а заодно и направить вектор развития бизнеса в нужное русло, нужно прежде всего ее знать, любить и изучать.

При составлении бизнес-плана, маркетингового бюджета, стратегии продвижения и других  маркетинговых концепций нужно четко описать целевую аудиторию, на которую мы собираемся воздействовать рекламными средствами, и выяснить ключевые потребности этой целевой аудитории.

Как же составить портрет целевой аудитории?

Основных параметры следующие:

o    Возраст и пол

o    Регион проживания

o    Уровень образования

o    Семейное положение

o    Социальный статус

o    Уровень дохода

o    Специфика языка общения – например, обилие профессиональных терминов или же молодежный сленг

o    Что слушают, смотрят, читают

o    Где скорее всего будут искать информацию о рекламируемом товаре или услуге

o    Каким источникам информации доверяют больше всего

Заполнив пункты этой анкеты, вы получите довольно точный портрет вашей целевой аудитории. Конечно, все вариативно, поэтому для более точного понимания нужно ответить  еще на один, не менее важный вопрос: какие потребности удовлетворяет ваш продукт или услуга? 

Необходимо учитывать так называемые неудовлетворенные потребности вашей аудитории – то, чего им не хватает, осознают они это или нет. Если вы смогли определить, что это за потребность, то дело за малым – правильно донести эту информацию до целевой аудитории и до потенциального потребителя в частности.

 Для более четкой и ясной картины поищите ответы и на такие вопросы как:

·         Каковы образцы покупательского поведения целевой аудитории (являются их решения спонтанными или они долго раздумывают над тем, купить какой-либо товар, насколько бережно они относятся к деньгам - экономно расходуют свои денежные средства или готовы тратить свои деньги на все подряд)

·         Какое мнение у них уже сформировалось о марке товара и о самом товаре или услуге? Знакомы ли? Сформировалось ли отношение – негативное или позитивное?

·         Как они ведут себя в различных социальных ситуациях?

·         Каковы их ключевые желания?

·         К чему они стремятся?

·         Чего они боятся или опасаются?

·         Чего (какого эффекта) потребители ждут от товара?

·         Как собираются использовать товар?

·         Сколько готовы платить за товар?

·         Какого рода эмоциональную мотивацию использовать, чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов?

Настоятельно советую выделить время, сесть и описать свою целевую аудиторию (именно описать, а не держать в голове) и тщательно проанализировать ее потребности.

Опросите знакомых и друзей, поищите релевантные маркетинговые исследования, проконсультируйтесь у коллег и попросите поделиться опытом – все это поможет составить вам четкое описание.

Описав портрет целевой аудитории, вам будет легко определить, как этой аудитории достичь – какие сообщения должна содержать реклама и какие каналы коммуникации вы должны использовать для достижения оптимально продуктивной коммуникации. Все это и есть основа успешной рекламной кампании, а значит и высокого уровня продаж.

Даже успешные западные копирайтеры львиную долю времени, которое они тратят на создание эффективных рекламных текстов, уделяют именно изучению целевой аудитории и ее потребностей. Они считают, что от глубины и качества этого исследования зависит успех создаваемой ими рекламы.

Не всегда легко сразу определить целевую аудиторию. Особенно если дело касается нового продукта или услуги, которые имеют мало аналогов на рынке. В таких случаях обычно проводятся специальные исследования и тесты с фокус-группами или опросами. Если же продукт имеет аналоги, то необходимо выделить характеристики, которые выделяют его из ряда родственных товаров и строить кампанию на его ключевых преимуществах.

Второй момент, который необходимо учитывать – аудитория меняется. Поэтому нужно всегда следить за изменениями внутри нее. Для этого существует целый набор аналитических маркетинговых инструментов – сезонные опросы, тесты, службы поддержки и развития. Запустив продукт на рынок и зафиксировав первые продажи, очень опасно и самонадеянно делать вывод, что они будут всегда на таком же уровне. Потребности и предпочтения аудиторий меняются, и этот факт необходимо не просто иметь ввиду, но и строить на нем дальнейшие планы развития и оптимизации бизнеса.